Глонасс - ГЛОбальная НАвигационная Спутниковая Система
Российская спутниковая система навигации

Крупнейший проект ГЛОНАСС сорван

Столичное Юго-Западное следственное управление на транспорте возбудило уголовное дело в отношении ЗАО «Аэро-космические технологии» за нарушение патентных прав. Следователи заподозрили компанию в незаконных поставках систем безопасности на железнодорожные вагоны. 

Установка систем идет с марта 2009 года по контракту с ОАО РЖД в рамках правительственной программы по внедрению систем спутниковой связи с использованием ГЛОНАСС с целью обеспечения безопасности на железнодорожном транспорте. Причем, как утверждается на сайте компании «Аэро-космические технологии», это самый крупный проект применения спутниковых систем в экономике России. За текущий год уже более 300 составов пассажирских поездов было оборудовано данной системой.

Теперь поставленное оборудование изъято, а уголовное дело расследуется по ч. 2 ст. 147 УК России (нарушение изобретательских и патентных прав). Впрочем, конкретных обвинений по делу пока никому не предъявлено. Сейчас допросы работников «Аэро-космических технологий» продолжаются.
Патентный спор

По данным источников Infox.ru, изначально контракт ОАО РЖД на установку систем спутниковой связи на железнодорожные поезда был подписан 18 июня 2008 года с другой компанией — «Дженерал Телеком», которой руководил изобретатель Юрий Финк. Общая сумма контракта составляла 4 млрд рублей. Согласно этому контракту изобретение Финка «Системы контроля безопасности и связи пассажирских поездов» должно было быть установлено на несколько тысяч вагонов.

«Контракт с РЖД был только началом большой правительственной программы: предполагалось, что после этого все вагоны РЖД будут оснащены нашими системами, — рассказывает Инна Лукашевич, представитель федерального информационного центра «Аналитика и безопасность» и бывшая коллега Финка. — Речь шла об огромных суммах. Разработанные Финком системы позволяют передавать в ситуационный центр данные о ЧП в вагоне, будь то пожар, общественная опасность или техническая неисправность, сразу, без промедления и из любой точки маршрута. Аналогов такой системы в стране нет».

Однако после скандала и ареста руководителя «Дженерал Телеком» Юрия Финка сама компания за долги перешла Фондсервисбанку, где брала кредит на выполнение работ. Директором «Дженерал Телеком» был назначен бывший начальник управления космических и наземных комплексов Роскосмоса Геннадий Дмитриев. Он передал права по контракту с РЖД новой компании — «Аэро-космические технологии», партнером которой выступает тот же банк и гендиректором которой на сайте компании указан тот же Геннадий Дмитриев.

В феврале этого года компания получила патент на полезную модель – системы безопасности и связи на железнодорожном транспорте. А в марте стала исполнителем по контракту РЖД.

Но в ходе доследственной проверки по заявлению Юрия Финка выяснилось, что патент на полезную модель и патент на изобретение, полученный Юрием Финком еще в 2007 году, полностью идентичны, утверждают в московском Юго-Западном следственном управлении на транспорте.

Таким образом, права на спутниковые системы по-прежнему принадлежат бизнесмену Финку, который уже полгода сидит в Бутырской тюрьме по обвинению в мошенничестве. Ущерб, нанесенный продажей изобретения, оценивается следователями в 6 млн рублей.

Изобретатель систем безопасности 55−летний Юрий Финк утверждает, что стал жертвой рейдерской атаки, и отрицает предъявленные ему обвинения.

После того как в августе этого года Московское следственное управление на транспорте возбудило уголовное дело, все системы безопасности, поставленные за это время на вагоны, изъяты у РЖД до окончания расследования. Дело также направлено в Палату по патентным спорам при Роспатенте для аннулирования патента на полезную модель «Система контроля безопасности и связи пассажирского поезда», выданного ЗАО «Аэро-космические технологии». Решение по этому делу пока не принято.

Между тем ОАО РЖД приостановило работы по своей программе обеспечения безопасности поездов спутниковыми системами на основе ГЛОНАСС.


При создании сайта ни один спутник Глонасс не пострадал.
При использовании материалов сайта гиперссылка на сайт обязательна.